Государственная регистрация товарного знака

«Хочешь что-то иметь, будь готовым это защищать»

Дина Дин

В настоящее время товарный знак – неотъемлемая часть продуктов и услуг, предлагаемых на рынке. Функциональное назначение товарного знака состоит в придании индивидуализации товарам юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Товарный знак – самое яркое средство индивидуализации продукта, позволяющее выделить товар среди массы подобных предложений. Не стоить доказывать тот факт, что популярность товара на современном рынке обуславливается далеко не качеством, а его узнаваемостью. Так, потенциальный покупатель с гораздо большей вероятностью выберет продукт, который денно и нощно рекламируется по телевизору, баннеры с которым висят в общественном транспорте и на улицах города, используемый друзьями, знакомыми, просто прохожими или даже покупателем в этом самом магазине. Причем потребитель, в подавляющем большинстве случаев, не запоминает название и производителя того или иного продукта, он помнит лишь яркую упаковку с замысловатым рисунком и слоган, часто обескураживающие своей бессмысленностью и абсурдностью. Более того, когда покупатель видит ту же упаковку, что и на привычном и постоянно покупаемом товаре, он вновь предпочтет внешнюю оболочку в виде товарного знака. Таким образом, с точки зрения клиентов, товарный знак – это неотъемлемая составная часть товара, самая главная его характеристика, которая дает представление о качестве продукта до его использования. Именно поэтому для популярности продукции среди потребителей, а значит, успешного бизнеса, производителю необходимо иметь отличительный признак – товарный знак.

Теперь, определив практическое назначение товарного знака, его внешнюю сторону, следует рассмотреть данную категорию с правовой точки зрения. Поскольку, как сказано выше, отличительная характеристика товара, обуславливает его покупаемость, возможны случаи его использования недобросовестными производителями, вводящими в заблуждение уже не внешними характеристиками, но внутренними, то есть качеством и производителем. Для того, чтобы избежать подобных споров и конфликтов и существует институт регистрации товарного знака. Таким образом, после государственной регистрации товарного знака, всякое его использование третьими лицами запрещено и влечет ответственность, включая уголовную.

Правила регистрации товарного знака

 Для процедуры государственной регистрации товарного знака необходимо ознакомиться со следующими правилами:

  • Обладателем товарного знака, то есть лицом, обладающим правом на регистрацию, а значит, и использование, является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
  • Правила, установленные для регистрации товарного знака, также распространяются на знаки обслуживания, индивидуализирующие работы и услуги.
  • Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное, иное изображение, или их сочетание.
  • Исключительное право действует на всей территории Российской Федерации, а также, в установленных случаях, за ее пределами.

Свидетельство о регистрации товарного знака являет собой подтверждение исключителнього права на него. 

 Документы для регистрации товарного знака

Документы, необходимые для государственной регистрации товарного знака:

  1. Заявка, состоящая из:
  • Заявления о государственной регистрации товарного знака;
  • Обозначения, право на которое регистрируется;
  • Перечня товаров, на которых будет использоваться товарный знак, сгруппированных по классам;
  • Описания обозначения.
  1. Документ об уплате государственной пошлины;
  2. Устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак.

Данный перечень документов должен соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ.

Экспертиза товарного знака

Процедура экспертизы заявки:

  • В течение месяца после подачи заявки проверяются документы, необходимые для регистрации товарного знака, их соответствие установленным требованиям;
  • Выносится решение о рассмотрении или об отказе в принятии к рассмотрению, которое отправляется заявителю;
  • Проверяется соответствие товарного знака установленным требованиям и устанавливается приоритет товарного знака;
  • Выносится решение о государственной регистрации товарного знака или отказе в регистрации;
  • В течение месяца после уплаты пошлины за государственную регистрацию уполномоченный орган вносит сведения о товарном знаке в реестр товарных знаков;
  • В течение месяца после регистрации товарного знака уполномоченный орган выдает свидетельство правообладателю товарного знака.

Следует помнить, что право на товарный знак не является бессрочным, оно действует в течение десяти лет после подачи документов на регистрацию. Однако существуют возможность продления права пользования товарным знаком неограниченного количества раз.

Для успешной государственной регистрации товарного знака необходимо провести тщательный анализ обозначения, которое будет зарегистрировано в качестве товарного знака,  на уникальность и отсутствие вероятности смешения с уже зарегистрированными товарными знаками, как на территории РФ, так и за ее пределами. Только всесторонний правовой анализ гарантирует успешное прохождение процедуры государственной регистрации товарного знака.

Категории: