Защита прав продавца (производителя)

Особым видом юридических отношений являются правоотношения между продавцом и покупателем. В современном обществе они имеют частый и массовый характер, а потому тщательно регулируются законодательством. Основной источник их регулирования - Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей». При его тщательном изучении прослеживается позиция законодателя относительно конфликтных ситуаций, придерживаясь которой потребитель оказывается более защищенной стороной, поскольку  он наделяется большими правами, нежели продавец.

Так, например, законодатель переносит бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, на продавца. То есть, именно продавец должен доказывать, что претензии, предъявленные потребителем, необоснованны либо что он не является их виновником.

Также в случае обращения  в суд, потребитель вправе обратиться в суд по месту своего жительства, а не по месту нахождения предпринимателя или организации. Это может повлечь для продавца лишние расходы как материальные, так и временные.

«Потребительский терроризм»

В последнее время очень часто в юридической литературе встречается понятие «потребительского террора». Он выражается в злоупотреблении потребителями правами, предоставленными им Законодательством о защите прав потребителей. В лучшем случае это делается, если товар правда обладает дефектами или неисправен,  но как правило - для «отжима» денег. То есть «потребительские экстремисты» используют Закон «О защите прав потребителей» в корыстных целях.

Законодательство предоставляет потребителям довольно много прав, знание которых открывает простор для злоупотребления ими.

Во-первых, право на полную информацию о товаре. Продавец обязан рассказать все о товаре – от материалов, из которых он состоит, до последствий неправильного использования. Проблема в том, что нигде не закреплен перечень той «полной» информации, которую продавец обязан сообщить, но и рассказывать о каждом товаре можно очень долго, а потому этот момент требует дополнительного регулирования.

Статья 25 Закона «О защите прав потребителей» закрепляет за потребителем право обменять товар надлежащего качества в течение 14 дней на аналогичный товар, если товар не подошел по форме, цвету, фасону и так далее. Однако это право потребителей влечет много неудобств для продавцов: необходимость возвращать деньги, приводить товар в первоначальный вид (стирать или восстанавливать этикетку) и прочие процедуры. Но парадокс этого право еще и в том, что практически все точки продаж (если мы говорим об одежде) оборудованы примерочными, в которых потребитель может померить товар и определить, подходит он ему по цвету, фасону, размеру или нет. То есть продавец попадает в дискомфортную ситуацию только из-за того, что потребитель не разобрался со своими предпочтениями.  Данное право очень удобно для «злоупотребителей»: можно хоть ежедневно покупать новый товар, немного его носить, «понимать, что это не ваш цвет / фасон / размер» и опять временно обновлять свой гардероб.

Довольно часто встречаются ситуации, когда потребитель, по сути, не является покупателем, то есть приобретает товар, но не для личного использования, а для дальнейшей его реализации, не указывая это при заключении соглашения или договора. Таким образом, они могут «отнимать хлеб» у продавцов и становиться причиной переплат для настоящих потребителей.

В случае конфликта, потребители имеют право на получение неустойки и могут специально затягивать сроки рассмотрения дела для получения большей суммы в качестве неустойки (ведь, как правило, размер неустойки определяется конкретный процентом за каждый день).

Так же, потребитель имеет право расторгнуть договор при обнаружении самых незначительных недостатков в товаре, которые он в принципе без особых затрат может сам устранить. Для продавцов же это вновь лишние расходы, затраты и проблемы.

Что уж говорить о вреде репутации продавцов, при предъявлении подобных незначительных претензий.

Таким образом, на лицо мы имеем ситуацию большей уязвимости продавцов и производителей в этих правоотношениях, нежели потребителей.

Права продавца

Прежде всего, если вы продавец или производитель, то, при обращении граждан с претензиями по поводу вашего товара / работы  / услуги, ни в коем случае не стоит игнорировать их, даже если на ваш взгляд они совершенно незначительны. Это даст вам возможность урегулировать спор «на месте», без обращения потребителей с жалобами в иные структуры.

Эти дальнейшие обращения потребителей (в Роспотребнадзор, СЭС, налоговую инспекцию, прокуратуру, Полицию и т.д.,  либо в суд) опасны тем, что помимо обмена, замена товара либо возвращения его стоимости, они могут потребовать возместить моральный вред либо выплатить неустойку, а они очень часто могут превысить первоначальную стоимость товара. Также, если суд признает вас виновным, то за нарушение прав потребителей на продавца / производителя вправе наложить штраф в размере 50% от взыскиваемой суммы.

Потому, очень разумно как при возникновении споров, так и при продаже / предоставлении / выполнении товаров / работ/ услуг консультироваться и пользоваться помощью профессиональных юристов, которые помогут вам избежать лишних затрат и проблем.

Кроме того, очень важно грамотно составлять договоры с поставщиками и потребителями, для предотвращения конфликтов. Ведь все понимают, что  каждый спор проще предотвратить, чем разрешить.

Так или иначе, никто не застрахован от ситуаций «непреднамеренного террора потребителей», когда предъявления претензий к продавцам и производителям происходят из-за незнания закона потребителями, либо из-за его неверной трактовки. Но даже в таких ситуациях, не стоит рисковать и стараться разрешать проблемы самостоятельно, поскольку и в необоснованных на ваш взгляд претензиях, суд и иные правозащитные и правоохранительные органы могут найти зерно правды.

Категории: